Грабарь Игорь Эммануилович - (25. 3. 1871, Будапешт, - 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений "Mup искусства" и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля ("Дама с собакой", 1899, Третьяковская галерея). В 1901-08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма ("Сентябрьский снег", 1903, "Белая зима. Грачиные гнёзда", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Мартовский снег", 1904, - все в Третьяковской галерее). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму ("Хризантемы", 1905, "Неприбранный стол", 1907, - обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов "День инея", 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905-06 Г. участвовал в издании революционных сатирических журналов "Жупел" и "Адская почта". В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий "Захарьино") под Москвой.
Абрамцево. Плетень 1944г
Автопортрет в шляпе 1921г
Автопортрет в шубе 1947г
Балюстрада 1901г Нижнетагильский художественный музей ИЗО
Банка с вареньем и яблоки 1904г
Белая зима. Грачиные гнезда 1904г
Берёзовая аллея 1940г
В гололедицу 1908г
В саду. Грядка дельфиниумов 1947г
В.И.Ленин у прямого провода 1927-1933г
Васильки. Групповой портрет 1914г
Ветка яблони 1958г
Вешний поток 1904г
Въезд в усадьбу 1922г
Груши на зеленой драпировке 1922г
Груши на синей скатерти 1915г Русский Музей
Дама с собакой 1899г
Девушка в русском платке
Дельфиниум 1908г
Дельфиниумы 1944г
Дубки 1923г
За самоваром 1905г
За чтением. Портрет В.М.Грабарь, жены художника 1928г
Зима 1906г
Зимнее утро 1907г
Зимний вечер 1903г
Зимний пейзаж 1954г
Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника 1934г 48х62см т
Золотые листья 1901г
Иней 1904г
Иней 1905г
Иней 1908г
Иней 1919г
Иней. Восход солнца 1941г
Красные яблоки на синей скатерти 1920г
Крыши под снегом 1889г
Луч солнца 1901г
Лучезарное утро 1922г
Майский вечер 1905г
Мартовский снег 1904г
Морозное утро. Розовые лучи 1906г
Московский дворик 1930г
На озере 1926г
Натюрморт 1904г
Неприбранный стол 1907г
Новая дача 1903г
Няня с ребенком 1892г
Осень. Рябина и березы 1924г
Павильон в Кузьминках 1904г
Под березами 1904г
Под березами, 1904г
Портет композитора С.С.Прокофьева за работой над оперой Война и мир 1941г
Портрет академика Алексея Николаевича Баха 1939г
Портрет академика В.П.Волгина 1946г
Портрет академика Н.Д.Зелинского 1935г
Портрет академика Сергея Алексеевича Чаплыгина 1935г
Портрет В.Г.Дуловой 1935г
Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника 1931г
Портрет Е.Г.Никулиной-Волконской 1935г
Портрет К.И.Чуковского 1935г
Портрет композитора С.С.Прокофьева 1934г
Портрет М.И.Грабаря, сына художника 1935г
Портрет Н.П.Горбунова 1927г
Портрет народного артиста А.Б.Гольденвейзера 1940г
Портрет художника, музейного деятеля П.И.Нерадовского 1946г
Портрет Э.И.Грабаря, отца художника 1895г
Последний снег 1931г
Послеобеденный чай 1904г
Проходной двор в Замоскворечье. Серый день 1941г
Разгар осени 1921г
Разъяснивается 1928г
Рябинка 1915г
Рябинка 1915г
Рябины 1924г
Светлана 1933г
Сентябрьский снег 1903г
Сийский монастырь 1920г
Сирень и незабудки 1905г
Сказка инея и восходящего солнца 1901г
Снежные сугробы 1904г
Солнце поднимается 1941г
Старый сарай в морозный день 1933г
Толстые женщины. Гротеск 1904г
Туркестанские яблоки 1920г
Угасающий день 1904г
Уголок уходящей Москвы 1930г
Утренний чай. В аллее 1917г
Утренний чай. Подснежники 1954г
Февральская лазурь 1904г
Флора 1934г
Хризантемы 1905г
Цветы и фрукты на рояле 1904г
Яблоки 1905г
Яблоки и астры 1926г
Ямщик 1904г
Ясный осенний вечер 1923г
С начала 1890-х гг. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале "Мир искусства"). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная "История русского искусства" (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов). Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Г. создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Г. - реставратора и учёного - связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы ("Ясный осенний вечер", 1923, "Зимний солнечный день", 1941, - обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой "Война и мир", 1941, - оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба "Абрамцево"). Выполнил также историко-революционные картины "В. И. Ленин у прямого провода" (1933) и "Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина" (1938; обе - в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Г. - редактор и один из авторов "Истории русского искусства" (т. 1-13, 1953-69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.