Боровиковский Владимир Лукич - [24.7(4.8).1757, Миргород, - 6(18).4.1825, Петербург], русский и украинский художник-портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди - иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 - в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у И. Б. Лампи. На мировоззрение и эстетические взгляды Б. оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты ("Лизынька и Дашинька", 1794, "Торжковская крестьянка Христиния", около 1795, - оба в Третьяковской галерее).
За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802 - советника петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Б. находят яркое выражение черты сентиментализма. Б. разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от "света", на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Б., особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. Б. пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевой, 1795, Русский музей) в лёгком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу ("Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке", 1794, Третьяковская галерея; вариант начала 19 в. - Русский музей) Б. изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой. С начала 19 в. в работах Б. (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801-02, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма) - энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].
Александр I
Александр Федорович Бестужев
Анна Сергеевна Безобразова
Архангел Гавриил
Архангел Михаил 1815г Третьяковская галерея Москва
Архистратиг Михаил 1794г
Варвара Андреевна Томилова
Великая княжна Елена Павловна 1799г Эрмитаж
Графиня Вера Николаевна Завадовская
Графиня Екатерина Михайловна Рибопьер
Дарья Александровна Валуева
Дарья Семеновна Баратова
Дети с ягненком
Екатерина Гавриловна Гагарина
Екатерина Николаевна Давыдова 1796г Пушкинский музей Москва
Епископ Русской Православной Церкви
Жермен де Сталь 1812г 68х88см Третьяковская галерея Москва
Иван Дунин 1801г
Иван Михайлович Яковлев
Иван Михайлович Яковлев
Иисус во гробе
Иисус
Клеопатра Ильинична Лобанова-Ростовская
Княжна Лопухина
Лабзина Анна Евдокимовна
Лазарев Минас Лазаревич
Лизанька и Дашенька 1794г 26х31см Третьяковская галерея Москва
Лопухина Екатерина Николаевна
Мария Николаевна Яковлева 1796г
Марфа (Мария) Дмитриевна Дунина 1799г Третьяковская галерея Москва
Михайловский замок
Нарышкина Елена Александровна 1790г Русский музей Санкт–Петербург
Наталья Петровна Голицына
Оленина Елизавета Марковна
Портрет русского поэта Евгения Баратынского 1820г
Павел I 1800г Русский музей Санкт–Петербург
Павел I
Пётр Андреевич Кикин 1815г
Покров Пресвятой Богородицы
Портрет А. и В. Гагариных 1802г 69х75см Третьяковская галерея Москва
Портрет А. И. Безбородко с дочерьми 1803г
Портрет А.Г. и А.А. Лобановых -Ростовских 1814г Русский музей Санкт–Петербург
Портрет Адама Адамовича Менеласа
Портрет Александра Дмитриевича Арсеньева 1797г 58х74см Эрмитаж
Портрет Александра Семеновича Хвостова 1801г 56х71см
Портрет Алексея Алексеевича Константинова 1806г
Портрет Алексея Ивановича Васильева 1800г
Портрет Великого князя Константина Павловича 1795г 52х67см
Портрет Великой княжны Александры Павловны 67х76см
Портрет Великой княжны Марии Павловны 1800г
Портрет Г.С. Волконского 1806г
Портрет Гаврилы Романовича Державина 1811г Пушкинский музей Москва
Портрет генерал-адъютанта графа Петра Толстого 1799г 59х72см
Портрет графа Александра Куракина 1802г 259х175см Третьяковская галерея Москва
Портрет графа Г.Г. Кушелева 1801г
Портрет графа Разумовского 1800г 63х49см
Портрет Д.А. Державиной 1813г 284х284см Третьяковская галерея Москва
Портрет Д.П. Трощинского 1899г Русский музей Санкт–Петербург
Портрет Дмитрия Левицкого 1796г Русский музей Санкт–Петербург
Портрет Е. Темкиной 1798г
Портрет Е.А. Архаровой 1820г Русский музей Санкт–Петербург
Портрет Е.И. Неклюдовой 1798г
Портрет Е.Н. Арсеневой 1796г Русский музей Санкт–Петербург
Портрет Екатерины Александровны Новосильцевой
Портрет Екатерины Васильевны Торсуковой 1795г
Портрет Екатерины Кропотовой
Портрет Елены Александровны Нарышкиной 1799г
Портрет Елены Павловны
Портрет Императора Павла I 1800г 33х49см Третьяковская галерея Москва
Портрет Императрицы Екатерины II 1794г Третьяковская галерея Москва
Портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны 1795г
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны 1814г
Портрет Императрицы Марии Федоровны 71х82см
Портрет Карагеоргия 1816г
Портрет Княгини Н.И. Куракиной 1795г Русский музей Санкт–Петербург
Портрет князя А.Б. Куракина 1799г Русский музей Санкт–Петербург
Портрет Кошелева
Портрет М.И.Лопухиной 1797г Третьяковская галерея Москва
Портрет Марты Арбеневой 1798г
Портрет Муртазы-Кули-хана, брата Аги Мухомеда, персидскиого шаха 1796г 189х284см Третьяковская галерея Москва
Портрет неизвестной с ребенком
Портрет Николая Шереметева
Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой
Портрет Павла I 1796г
Портрет Павла Семеновича Масюкова
Портрет писателя Александра Лабзина 1805г 65х79см Третьяковская галерея Москва
Портрет русского поэта Гаврилы Державина 1795г Третьяковская галерея Москва
Портрет С.А. Раевской 1813г Пушкинский музей Москва
Портрет Ф.А. Боровского 1799г Русский музей Санкт–Петербург
Портрет Христофора фон Бенкендорфа1797г 68х56см
Портрет Юрия Лисянского 1810г
Потрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой
Прасковья Бестужева 1806г
Родзянко Екатерина Владимировна
Рождество
Самборский Андрей Афанасьевич 1790г
Св. блгв. вел. кн. Александр Невский Третьяковская галерея Москва
Скобеева
Торсуков Ардальон Александрович 1795г
Христина, крестьянки из Торжка 1795г Третьяковская галерея Москва
Царица Александра и архидьякон Стефан 1815г
Яковлев Николай Михайлович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии: Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.
В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.
Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».
Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.
В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).
В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.
Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.
Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.
В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.